В рубрике:| СПОРТ И ОТДЫХ

Золотой воздух или «мифы о кондиционерах»

Опубликовано: 29 мая 2013. Автор: admin

С приходом жары, в столице повысился спрос на чистку, ремонт и заправку, кондиционеров. Средняя стоимость обслуживания комнатной сплит системы колеблется в пределах от трех до десяти тысяч рублей. За что берутся эти деньги и откуда берутся мифы?

Миф 1. Кондиционеру обязательно нужна чистка

Кондиционеру действительно нужна регулярная чистка не только фильтров, но и крыльчатки в радиаторе. Если чистку не делать, кондиционер будет плохо работать просто из-за скопившейся пыли и даже может сломаться. Между тем, сказать, нужна ли кондиционеру чистка, можно только осмотрев его на месте.
Однако, очень часто, сотрудники сервисных служб стараются «продать» клиенту чистку кондиционера сразу, прямо по телефону. Как правило, это делается под видом необходимости «общей профилактики в которую входит заправка». Объем фреона и метод заправки не обсуждаются, основной упор делается на чистку. На самом же деле, Вам пытаются продать услуги не выяснив, нуждаетесь ли Вы в них.
По отзывам некоторых клиентов, встречаются и случаи конкретного «развода на деньги». Выглядит это так: Диспетчер по телефону договаривается о чистке кондиционера, добавив, что если кондиционеру потребуется еще что-то, то матер, уже на месте, определит проблему и решит ее. На самом же деле, пришедшие мастера могут вообще не иметь с собой ни дополнительного оборудования, ни хладагента для заправки. Удалив пыль и получив деньги «за чистку» они картинно спохватятся, что «забыли» остальное необходимое оборудование и пообещают прийти в следующий раз.

Миф 2. Хладагент (фреон) стоит очень дорого.

Некоторые компании по обслуживанию кондиционеров просят за заправку хладагентом (фреоном)  400 или даже 600 рублей за сто грамм хладагента. Между тем, розничная стоимость фреона в баллонах (например, самых распространенных марок R22 и R410A) составляет 3000 рублей за 11 килограмм. Это всего лишь 27 копеек за 1 грамм.

Для домашнего кондиционера, в среднем, требуется от 800 до 1000 грамм хладагента. Умножаем на 27 копеек и получаем, себестоимость ВСЕГО хладагента в системе домашнего кондиционера. Как видно, она не привышает трехсот рублей.

Миф 3. Кондиционер можно дозаправить.

На каждом углу можно встретить предложения «дозаправка кондиционера». Между тем, понятия «дозаправки» и «правильной заправки» крайне далеки друг от друга.

Постараемся объяснить причину:

Кондиционер рассчитан на использование вполне определенного количества фреона в контуре охлаждения (это количество можно посмотреть в руководстве по эксплуатации). В случае если масса фреона не соответствует требованиям, то сам кондиционер (в первую очередь, компрессор) будет быстрее изнашиваться и вскоре потребует ремонта.

Пришедший мастер не может знать наверняка точный вес фреона, оставшегося в системе. Он может это только предполагать это на основании косвенных данных.

Диагностировать недостаток фреона в кондиционере, можно следующими способами:
1. Измерив, количество фреона по переохлаждению.
Для этого мастер должен сверить давления на манометре и температуру выхода на конденсаторе и сверив значения с таблицей производителя.
2. Измерив, количество фреона по перегреву
Это практически то же самое, что и в первом случае, только измерения происходят наоборот — измеряется температура испарения хладагента и давление на всасывающем вентиле.
3. Через окошко
Если в системе есть смотровое окошко, то определить нехватку хладагента можно по наличию воздушных пузырьков.

Все эти способы годятся, только лишь для определения самого факта нехватки хладагента (фреона). Но они совершенно не годятся для того, чтобы точно назвать, сколько именно фреона утекло и сколько именно фреона нужно для дозаправки.

Правильный способ заправки состоит в том, чтобы полностью освободить холодильный контур от оставшегося фреона  (газ стравливается в баллон или просто выпускается в воздух — это нисколько не вредит экологии). Затем система вакуумируется (из нее выкачивается воздух и по манометру проверяют, что она герметична) и затем в систему заливается новый хладагент. При этом заправочный цилиндр должен находиться на специальных весах — по ним мастер и определяет массу закачанного хладагента. Другого правильного способа не существует.

В случае, с использованием фреона марки R410 производители крайне не рекомендуют использовать стравленный из системы, так называемый «старый» фреон. Дело в том, что эта марка фреона состоит из нескольких компонентов и каждый из компонентов имеет свои свойства. Испаряются из системы компоненты, также, с разной скоростью. Именно поэтому старая смесь  считается отработанной и непригодной.

В случае с хладагентом марки R22, использовать слитый из системы старый хладагент допускается. Тем не менее, это не исключает необходимости проведения полной процедуры слив-вакуумация-заправка по весу. Иначе количество фреона в сиситеме будет отличаться от предусмотренного производителем.

На практике же, очень часто, взяв деньги за заправку, мастер «на глазок» определяет необходимость заправки и также, «на глазок» заправляет. Иногда мастер просто доливает в систему порядка 200 грамм свежего хладагента, в надежде, что «все заработает».  Как итог, мастер экономит время, ведь ему теперь не надо делать столько важных операций (стравливание, вакуумация), экономит хладагент и таким образом добавляет свою лепту в ускорение износа кондиционера. Ведь просочившийся в систему воздух не удаляется, а сама система в результате такой «заправки» содержит количество хладагента, непредусмотренное производителем (ведь оно не точно). В случае с дозаправкой хладагентом R410 еще и сам состав хладагента оказывается нарушенным, поскольку отработанный хладагент смешивается с новым.

Почторимся, что следствием несоблюдения технологии предусмотренной производителем, износ кондиционера повышается в десятки раз. Правда, для мастера сломанный раньше времени кондиционер — лишний доллар в бюджете.

Выход из сложившегося положения один — быть внимательнее с компаниями, продающими Вам ремонт и чистку не посмотрев на сам кондиционер, и заранее оговаривать метод, которым мастер будет его заправлять. Правильный способ только один — полная заправка «по массе».

ВНИМАНИЕ! Настоящий текст приведен исключительно в познавательных целях! Автор и ресурс опубликовавший данную статью, не несут ни прямой, ни косвенной ответственности за использование данной информации и за возможные ошибки, содержащиеся в данном документе, и не делают никаких заявлений касательно юридической законности, безопасности использования и обоснованности утверждений, приводимых в документе. Описанные в статье инструменты, техника и технология не являются точным руководством для обслуживания кондиционеров и не может быть использована в качестве технической документации. Более того, многие из процедур, описываемые в статье, являются крайне опасными для жизни и могут выполняться исключительно квалифицированными механиками.

Ваш отзыв