В рубрике:| КУЛЬТУРА, РЕПОРТАЖИ

Премьера фильма «Господин Никто»

Опубликовано: 14 апреля 2010. Автор: admin

Российская премьера фильма «Господин Никто» состоялась в кинотеатре «35 мм». «Господин Никто» — фильм, сюжет которого не похож ни на один из доселе известных кинокритикам. Загадывая тысячи загадок, он не дает ответа ни на одну из них. Фильм неоднозначен, и именно поэтому рецензии на него по-философски размыты. Режиссер Жако Ван Дормель лично представил свою картину журналистам, в кинотеатре «35 мм».

Удостоенный призом Венецианского кинофестиваля «За техническое совершенство», этот во всех смыслах уникальный фильм, на сегодняшний день является самым дорогим Бельгийским кинопроектом — его бюджет составил 47 миллионов долларов США.  «Господин Никто» — это фантастическая история о последнем смертном человеке на планете. На смертном одре он дает интервью, рассказывая три истории своей жизни, три версии. В каждой из них у него были разные женщины. В каждой из них он был и счастлив, и несчастен. Он не знает, какая из историй правда или правдивы они все. Единственное, что он может сказать точно – любовь у него была одна.
Сразу после показа режиссер Жако Ван Дормель ответил на вопросы журналистов:

Верите ли Вы, что человечество достигнет бессмертия?

Жако Ван Дормель: — Все-таки жанр фильма»Господин Никто» — это научная фантастика… Для меня было важным то, чтобы главный герой оказался последним из смертных. Так, чтобы он оказался в окружении бессмертных… Меня особенно привлекала идея контраста между бессмертными, которые не должны больше заниматься собственным воспроизводством и которые не ведают больше ни секса, ни любви, и пожилым человеком, который только и делает, что говорит о любви. Тут обязательно возникает вопрос, что лучше: быть бессмертным и не знать секса или все-таки остаться смертным, но испытывать такие радости.

Сценарий получился очень сложным, а сюжет очень закрученным. Не было ли у Вас желания облечь его в форму книги?

Жако Ван Дормель: — Я уже издал сценарий в качестве книги. Сценарий — это и есть непереработанный книжный вариант. В кино я хочу обладать той же свободой, которая существует и в литературе. В кино меня интересует также возможность воспроизвести механизмы мышления, механизмы мыслей, памяти, воображения.
С самого рождения кинематографа существовали очень сложные киноформы. Как, например, фильм Дэвида Гриффита «Нетерпимость». В 1921 году три истории рассказывались также параллельно…
Существует две формы кино. Одна из них усиливает реальность и ищет простые ответы на сложные вопросы. А есть кино, которое само вопрошает к миру. Оно сохраняет в себе ту сложность, которая присутствует в мире изо дня в день. Сам я попытался сделать такой фильм, который задает вопросы, но не дает ответов… Потому что у меня этих ответов просто нет! Вообще, мне кажется, что вопросы гораздо интересней ответов.
Мое ремесло в том, чтобы снимать фильмы, и я это обожаю! Это не является традицией, но кино может быть неким упрощающим средством. Со времен Аристотеля, хотя он снял не много фильмов (смеется), считается, что все элементы в мире являются необходимыми… Иногда, я сам задаю себе этот вопрос: те вымышленные истории, которые иной раз выходят на экран, может быть, они появляются, потому что нет настоящих ответов на вопросы? Может быть, эти истории появляются в утешение?
Фильмом «Господин Никто» я пытался рассказать о сложности жизни, при этом ничего не упрощая.

Как Вам живется в состоянии человека, все время задающего сложные вопросы и не знающего ответов?

Жако Ван Дормель: — Когда я готовил этот фильм, я прочел несколько научных трудов о временных факторах и соотношении пространства и времени. Это были сочинения по физике. Один из авторов — Илья Пригожин. Ничего из этих научных трудов я не понял, но в них была удивительная научная поэзия… Самая трогательная для меня была книга, которую Илья Пригожин написал незадолго до своей смерти. Не исключено, что смерть его произошла из-за названия книги… Она называлась «Конец очевидности». Автор, лауреат Нобелевской премии по физике, говорит о том, что, возможно, вся его жизнь была ошибкой… Сомнение, как мне кажется, может быть одной из форм освобождения. Задавать новые вопросы — это один из способов на них отвечать.
Кино рассказывает не о действительности, а о том, как действительность воспринимается. Каким образом действительность может восприниматься посредством наших органов. При том, что все это анализируется мозгом и проходит через память. При всем перечисленном ни на грамм не становится понятнее, что такое реальность. Как непонятно и то, зачем мы существуем в этом мире. Да и  то, что мы существуем, всего лишь гипотеза…

Какие эксперименты Вы еще планируете? Какие у Вас ближайшие планы?

Жако Ван Дормель: — Следующий свой фильм я планирую снимать совершенно иначе. Это будет совсем другая форма, более ясная и легкая. Больше всего на период съемок мне нужна такая вещь как время. Это достижимо либо при наличии больших сумм, либо сумм совершенно незначительных. Поэтому я собираюсь снимать новый фильм с помощью фотоаппарата и силами съемочной группы, в которую войдут не более 15 человек. Потому что когда больше пятнадцати участников, нужны еще люди, которые занимались бы другими людьми.

Это будет в духе фотофильмов Криса Маркера? Продолжением его традиций?

Жако Ван Дормель: — Вряд ли это будет продолжением его традиций. Крис Маркер ввел в употребление совершенно новые формы кино… Говоря о съемке фотокамерой, я имел в виду полноценное видео. Многие профессиональные фотокамеры сегодня предлагают возможность видеосъемки.
Причем в полной темноте, практически ночью, они позволяют снимать практически так же, как и при дневном освещении… У них боле мощные матрицы, чем у 35 мм камер. При съемке такой камерой появляется возможность дать план разной глубины, дать зрителю почувствовать себя иначе. Несмотря на некоторое несовершенство такой техники, мне кажется, речь идет, в первую очередь, о трансформации того, что является красивым. Когда я был моложе, мне нравилась сама зернистость пленки. А теперь мне нравится шумовая составляющая. Мне кажется, что все недостатки различных инструментов и составляют самую изюминку, точно так же, как недостатки режиссера составляют его профессиональный стиль.

О чем именно будет снят следующий Ваш фильм?

Жако Ван Дормель: — Это будет фильм о том, что Бог существует, и место жительства его – Брюссель! (смеется) Не могу сказать, реальность это или фантастика…

Бога зовут Жако?

Жако Ван Дормель: — Нет, нет… (смеется)

Вы говорите о неизвестности будущего, но в тоже время часть фильма о будущем опирается на довольно известные научные разработки. В картине зритель увидит и города под куполами на Марсе. Где сами купола, как бы невзначай, составлены из небольших шестигранников. В качестве космического спускаемого аппарата показаны лифты. Такие решения пришли Вам на ум в процессе написания сценария, Вы узнали об этих разработках из фантастических фильмов или Вы обращались к ученым?

Жако Ван Дормель: — Я привлекал профессиональных художников и действительно привлекал к созданию фильма ученых. Я хотел создать что-то, что походило бы на настоящее будущее, а не на Метрополис (Имеет в виду утопическую картину 1927 года, режиссера Фрица Ланга «Метрополис». — Прим. Ред.). Но в конечном итоге я вынужден признать, что мой фильм похож и на 2001 год (Имеет в виду картину Стенли Кубрика «Космическая одиссея» — Прим. Ред.), и на Метрополис. Потому что те ученые, которые работали со мной, исходили из тех же предпосылок, которые заложены в два других фильма.

В фильме, главный герой рассказывает девять версий своей жизни. Каждая история, которую он рассказывает, полноценна, имеет начало и конец. Получается, вместо одного сюжета зритель видит сразу несколько. Это наверняка сложно — создавать сюжет, в котором каждая история самостоятельна. Какая из них Вам ближе?

Жако Ван Дормель: — Если исходить из того, что в каждой из этих историй говорится о любви, то, как и в жизни, существует одна, которая вспоминается гораздо больше. Тремя женщинами, которые представляются тремя разными цветами, я пытался представить три разных направления. Он любит Анну, и Анна любит его. Он любит Элизу, но Элиза не уверена в его любви. Жанна любит его, но он сам не уверен в том, что любит ее. Можно было разработать комбинацию, в которой они друг друга совсем не любят, но мне такой вариант показался неинтересным. Естественно, наиболее близкой и впечатляющей является та, где мы имеем дело с взаимной любовью. Это самая сильная из них, и снята она наиболее реалистично. Мы пытались воспроизвести то состояние влюбленности, которое присутствует при одновременной потере ориентиров в пространстве и во времени. Поэтому в одних и тех же сценах все может одновременно происходить и на кухне, и в спальне. В сценах любви подростков даже лучи солнца и тени перемещаются с другой скоростью. Это создает впечатление, что за пределами кадра время течет с другой скоростью. Но в отношении той истории любви, которую люди вспоминают больше всего – той, где герои были подростками, когда они вспоминают об этом, будучи взрослыми, выясняется, что все происходило лишь в течение двух дней.
Что лучше — страсть, но всего два дня, или долгая любовь, не имеющая такого накала? Это еще один вопрос, на который у меня нет ответа!

Почему в мировом прокате картина прошла не так удачно? Тем более что у нее такой огромный бюджет!

Жако Ван Дормель: — Когда я создаю фильм, это все равно как будто я в открытое море бросаю бутылку, не зная, кому она попадет. Фильм вышел во Франции, и это был полный провал. А в Бельгии это был очень большой успех. Я не думаю, что люди, живущие в трехстах километрах друг от друга настолько разные! Вот еще один пример сложностей, на которые у меня нет ответа.
Для моего продюсера успех фильма исчисляется количеством просмотров. А для меня успех фильма — это в течение какого времени человек, его посмотревший, будет о нем вспоминать. Фильм — это не то, что присутствует на экране, а то, что люди уносят с собой!

Господин Никто (2009)
Продолжительность: 138 минут
Бюджет: 47 млн. долл.
Жанр: фантастика/мелодрама
Режиссер: Жако Ван Дормель
Продюсер: Филипп Годо
Автор сценария: Жако Ван Дормель
Композитор: Пьер Ван Дормель
В ролях: Джаред Лето, Даниел Мейс, Сара Полли, Дайан Крюгер, Лин Дан Пам
Сюжет: В 2092 году расширявшаяся до этого вселенная начнет сжиматься и время потечет вспять. В конце истории времени последний смертный рассказывает бессмертным потомкам несколько версий истории своей жизни. Он не знает, какая из историй правдива. Он все время рассказывает о любви, утверждая при этом, что ни его самого, ни его слушателей не существует.
Дистрибьютор в России: «Премиум Фильм»
В российском прокате: с 15 апреля 2010 года

Текст и фото: Михаил Попов
Специально для //thebestphotos.ru

8 Комментарии к этой публикации

  1. Посох пишет:

    После такого интервью, стоит посмотреть на этот шедевр.
    Ван Дормель замахивается на таких классиков кино, что жарко становится.

  2. Вадим пишет:

    Очень хорошее кино. Посмотрел его только что в торрентах, собираюсь идти в кинотеатр оно этого достойно.

  3. Роман пишет:

    Фильм просто потрясен!

  4. Анна пишет:

    фильм очень глубокий, после просмотра поняла, что теперь он занимает уверенную позицию одного из моих любимых фильмов. Многие посмотревшие его не понимают смысла и говорят , что фильм ерунда. Они просто очень тупы) Советую всем посмотреть 😉

  5. Константин пишет:

    Анна возможно вы очень тупы? не стоит обобщать, у каждого свои вкусы.

  6. Андрей пишет:

    Ооо а вот и тупые прибыли в лице Константина))) А Фильм супер!

  7. Ksenia пишет:

    фильм потрясающий..гениальное творение и создавал его, безусловно, гений. также поражает актёрская игра. в общем, фильму громкое «браво», и апплодисменты стоя, всеми конечностями. этот шедевр заслуживает Оскара.
    задумка очень необычная, кстати.

  8. Влада пишет:

    Я впервы захотела прочитать информацию о создании и концепции фильма, который только что посмотрела… А это для меня много значит. Это удивительный фильм и он меня зацепил…

Ваш отзыв